Аня Крх

Создание и развитие продукта

Опубликовано 18.06.2025 14:523 мин чтения

От чего зависит вид спирали:

  1. Состав и последовательность сегментов может меняться, для каких-то продуктов нужно начинать с маркетинга, для каких-то — с разработки или с содержания.
  2. Размер сегментов зависит от позиционирования, от рынка и от того, за счёт чего вы собираетесь конкурировать на рынке, в чём ваше преимущество. В каких-то продуктах идёт фокус на дизайн, в других — на маркетинг, в-третьих есть инновационный функционал. Надо понимать вклад каждого из сегментов в общий результат именно в вашем случае.
  3. Радиус зависит от того, на каком этапе вы находитесь. С каждой итерацией радиус увеличивается, спираль раскручивается.

О чём говорит эта модель:

  1. Площадь внутри этапа (этапу соответствует цифра, это комбинация сегмент + виток), пропорциональна количеству усилий и ресурсов, которые нужно вложить. Чем дальше, тем каждый следующий этап имеет всё большую площадь, а значит переход на новый уровень требует больше затрат.
  2. Создание продукта начинается с этапа 0, с финансового плана и юнит-экономики, которую нужно прикинуть приблизительно и понять, есть ли смысл заниматься продуктом. И этот этап имеет минимальную площадь.
  3. Каждый виток спирали заканчивается тем же, аналитикой и переосмыслением, уточнением юнит-экономики, планированием следующего витка.
  4. Нужно соблюдать баланс, не тратить слишком много ресурсов на тот этап внутри сегмента, который не является сейчас ключевым для роста. Пример: ещё нет ни маркетинга, ни содержания, а люди пилят и пилят функционал, до которого пользователи даже не доходят. Важно не попасть в ловушку «деятельной прокрастинации», когда кажется, что что-то делаешь, но ведь делаешь не то.
  5. И наоборот, тратить слишком мало ресурсов на нужный этап — это лишать всю систему общей эффективности. Надо прилагать усилия в ту точку, которая расширит общую ёмкость и результативность. Здесь находится игнорирование боли и критики, когда что-то не умеешь делать и не хочешь, потому что не получается. Надо для начала это осознать и потом пойти закрывать дыры. В этом месте становятся возможными те самые «кейсы» консалтинга, коучинга или менторства, когда человек или продукт долго накапливал потенциал, а потом расширил узкое место целевыми действиями и выстрелил.
  6. Экономическая эффективность, положительная юнит-экономика, появится на каком-то определённом витке спирали, она не сойдётся сразу. Экономика должна улучшаться от витка к витку.
  7. Объём работ, и соответственно, размер команды, растёт со временем и с результатами. На старте не нужно собирать большую команду. Необходимо понимать на каком этапе вы находитесь, а не пытаться делать вид будто вы уже корпорация, надо осознавать свой этап, и решать вопросы экономично, а не брать пример с корпораций.
  8. Риски на первых этапах самые высокие, потому что там много непроверенных гипотез, нужен «прыжок веры» чтобы воплотить в жизнь и только потом надеяться на результат. Хорошая новость заключается в том, что там и затрат ресурсов много не требуется.
  9. Есть проблема оценки затрат на разработку, потому что затраты на этапах 1, 8, 15 и дальше будут отличаться в разы. Важно определиться заранее, какие есть требования к proof of concept, к MVP и к полноценному коммерческому продукту. Потому что это понимание может отличаться у заказчиков и у исполнителей. Часто, кстати, искажение идёт в бо́льшую сторону, причём и с той и с другой стороны.
  10. Переход на каждый следующий виток может быть привязан к каким-то событиям, например: первые пользователи, первая продажа, достижение определённой выручки, выход на прибыль. В идеале расставить эти mileston'ы заранее и опираться на них, чтобы не перепридумывать ничего по ходу дела, не суетиться, а действовать по плану.