Вокруг SEO много какого-то магического мышления, мол там происходит что-то тайное и сайт становится выше в поиске, а SEOшникам нужно платить ежемесячную зарплату чтобы магия работала.
Эта статья будет отрезвляющая, я покажу что никакой магии нет, как бы ни хотелось в неё верить. Нужно блин просто делать нормально, и всё будет нормально! Скучно? Согласна. Но реальность обычно именно такова. А ещё вся необходимая информация лежит на поверхности, в первоисточниках, причём бесплатно.
Почему я компетентна в этом вопросе? У меня есть 3 моих проекта, и каждый из них сразу со старта начал получать поисковый трафик и индексироваться LLM:
- Oblachko24 — micro SaaS работающий на SEO с 2014 по 2022 год
- Sewterra — платформа на которой ежедневно регистрируются пользователи с SEO
- Patternly — micro SaaS тренажёр английского с мая 2025, есть SEO трафик и продажи с него, попал в нейроответ яндекса и ChatGPT
По целевым запросам они (были) на первой странице в поиске. Причём это произошло не через полгода закупок ссылок и слива бюджетов, а результат в течение недели после запуска и минимальных действий. Я ничего специально не делала. Я просто делала свою работу, в которую уже на уровне автоматизма встроен базовый гигиенический SEO минимум.
Тезисно про SEO
- Если у вас в голове есть мнимая дихотомия между тем, что лучше для сайта с точки зрения пользователей, и тем что лучше с точки зрения SEO, то нужно всегда выбирать настоящих пользователей, а не роботов. А вообще дихотомия эта ложная. У поиска (Яндекс, Гугл) есть цель выдавать хороший результат для людей. Вам нужно просто следовать их цели тоже, и они будут двигать вас. Поэтому всегда думайте о людях, тогда все будут в выгоде, и вы, и SEO, и яндекс это поощрит, и пользователи тоже. Здесь нет никаких магических ритуалов как помолиться богу SEO и кому занести деньги, зато есть попутный ветер который вам помогает, когда вы делаете так, как выгодно всей системе.
- Здравый смысл превыше всего. Делайте так, чтобы было удобно вашим посетителям. Делайте хорошо. Все SEO критерии (они ниже в статье) являются следствиями этого тезиса. Подробные понятные тексты? Плюс. Сайт быстро загружается? Плюс. Сайт ухожен? Плюс. Сайт хорошо отображатеся на разных устройствах? Плюс. Сайт с понятной структурой и навигацией? Плюс. Сайт обновляется, развивается? Плюс. Нет никаких тайных знаний. Если есть желание делать своё дело хорошо, то результат будет высокий даже делая интуитивно.
- Подход "выключить мозг, сделать говно, заплатить за SEO, пусть специалист разбирается" не работает. Всё-таки мозг придётся включать, ставить себя на место пользователей, сочувствовать им, адаптироваться под них. Проявлять заботу. Развивать продукт. В прямых продажах ведь всё так же. Заниматься этим должен тот, кому больше всех надо, то есть владелец, заинтересованное лицо. Это не тупая работа, в отличие от того что SEOшники (плохие их представители точнее) предлагают, типа закупки ссылок. Они вам ещё могут лапшу вешать про то, что "SEO — это работа в долгую, нужно заключить договор минимум на полгода с ежемесячной оплатой, и только после этого оценивать результат". И вы полгода просто на доверии платите деньги, не видя результата. А потом вам скажут "ой, не получилось", и пойдут к другому клиенту.
- SEO пронизывает работу разных людей, и UX/UI, и продакта, и разработчика, и верстальщика, и маркетолога, и копирайтера, и вас как заказчика. Нет никаких "специалистов по SEO", которые возьмут на себя это всё. Человек, который отвечает за SEO, должен быть заинтересован в успехе общего дела. Наёмный работник будет заинтересован скорее в поведении из предыдущего пункта чем в вашем (как бизнесмена) благополучии. SEO междисциплинарно, за него никто из перечисленных ролей не будет отвечать напрямую, зато эти люди будут друг на друга показывать пальцем и говорить что другой виноват, а они ни при чём. Стрелки переводить в данном случае достаточно легко. Поэтому ответственность за SEO (как и любое затыкание дыр) нужно взять на себя фаундеру, либо взять в кофаундеры такого человека как я. Междисциплинарного и ответственного человека-оркестра.
- Например, фронтендер скажет, что он не поддержал SEO, потому что ему в ТЗ не написали что конкретно по SEO сделать, и это не в его области ответственности. Для меня лично SEO относится к гигиеническому минимуму, его нужно делать всегда, потому что это относительно бесплатно и не затратно по времени, просто надо какие-то вещи учитывать, и для меня это правило хорошего тона. Таковы мои настройки по умолчанию. Но у большинства настройки иные и они считают что SEO им должны отдельно в ТЗ прописать и заплатить. Как мне один чувак на хабре написал "SEO не обязательно, многие проекты разворачиваются не для привлечения пользователей со стороны. а это - лишняя работа, которую надо описывать в тз и за которую (о, господи!) придётся платить." Если вы не знаете о том что что-то нужно сделать специально, то вы и не догадаетесь прописать это в ТЗ. А фронтендеры сделают свой SPA, который не индексируется, и потом скажут "а вы не говорили что вам нужно SEO, я и не делал".
- SEO, и в частности информационную архитектуру, нужно продумывать ещё на самом старте проекта, а не когда уже программисты всё запрограммировали. При этом те, кто делают прототипы (UX), не всегда разбираются в информационной архитектуре и в том что вам вообще нужно. Это всё продумывается на этапе проектной документации.
- Нужно ПОМОГАТЬ поисковому роботу сканировать сайт и делать хорошее представление, а не пытаться заабьюзить его, чего хотят многие, настроены на жёсткую конкуренцию и выбивать трафик, а не сотрудничество с поиском и со своими потенциальными пользователями. Это противоположный подход. И я убеждена что SEO умерло уже давно. То SEO, которое было раньше, разные хаки, методы обмануть поисковую машину и обогнать конкурентов. Теперь есть просто ранжирование по человечности сайта.
- Удивительная история, как люди ищут всякие СЕКРЕТИКИ, инсайты из Яндекса, неконкурентные преимущества, думают они сейчас сделают что-то магическое и их "стартап выстрелит". За счёт такого мышления попадают в сети инфоцыган или недобросовестных специалистов, которые их доят, обещая результат. А на самом деле всё уже лежит в открытом доступе в первоисточниках, прям на сайте Яндекса в справке написано ВСЁ что вам нужно знать про SEO. Скучно не правда ли? Хотелось секретиков... Давно заметила что на IT рынке (IT курсы и т.д., да даже "войти в IT") уже люди с деньгами получают информацию бесплатно, тогда как нищеброды наскребают на рассрочки и берут дорогущие курсы.
- Лень придётся "заливать деньгами". Чем больше у вас денег, тем больше вы можете позволить себе не работать и не напрягать мозги. И это работает работает в обе стороны. Хорошая новость в том, что достаточно вложившись мозгами, можно буквально опустить бюджет на маркетинг до нуля. Этим отличается маркетинг в стартапах и в корпорациях. В стартапах он должен быть высокоэффективный с низким бюджетом, зато там на максимум задействовано творчество, мотивация и мозги. В корпорациях же всем плевать на ROMI -89%, платят маркетологи не из своего кармана. Нельзя будучи стартапом прикидываться корпорацией.
Я кратко рассказала самое важное про SEO, теперь перейдём к конкретным рекомендациям внутри сайта.
Теперь конкретика
- Чем больше страниц — тем лучше. Каждая страница отвечает на конкретные вопросы, имеет конкретные заголовки и описание которые подходят под конкретные запросы пользователей. Поэтому чем болье страниц на сайте, тем больше охват запросов в поиске.
- Чем страницы лучше (качественней и точнее) отвечают на запросы из поиска — тем лучше. Чтобы проверить спрос можно использовать wordstat, webmaster, а так же очень крутой метод (испробовала на себе) можно яндекс.директ закупить на ваш сайт и посмотреть какие запросы делают люди. Для этого достаточно небольшого бюджета в 10 тыс. руб.
- URL страниц должен быть красивый, например https://patternly.ru/course/tenses/present-perfect-continuous/ — сразу понятно о чём речь, это с заботой о пользователе и для SEO. В народе это называется ЧПУ.
- Редкие и узкие ключевики (фразы в поиске) стоят дешевле чем широкие. Под "стоят" в случае с рекламой понимаются ввиду деньги (CPC), а в случае с SEO — усилия. В данном кейсе как раз и проявляется пункт 9 из предыдущего списка. Широкие ключевики отличаются от узких тем что их мало, охваты там большие, и думать над ними почти не надо. А вот составить ядро ключевиков узких и редких — это уже работа. Нужно напрячь мозг и подумать о том, кто вы, кто ваш клиент, в каких он ситуациях и как может искть. Если у вас есть специализация и позиционирование, то продвигать будет проще и дешевле. Причём разница в цене будет в разы. Это касается и СЕО, и Директа. Чем больше мозгов вкладываете — тем дешевле маркетинг! В т.ч. SEO. А чем больше творчества — тем дешевле PR.
- Адаптируйте сайт под спрос. Добавляйте новые страницы, меняйте старые. Это постоянная работа (по крайней мере вначале, пока не выйдете на стабильно хорошие результаты) по обработке обратной связи от рынка.
- Сам сайт должен решать задачу пользователей. Кликбейт не нужен. Заголовки и описание должны соответствовать содержимому. Клиент должен прийти и не разочароваться! Это ваша главная задача. И тогда всё будет хорошо. Раньше на заре интернетов вебмастеры в метатег keywords прописывали все самые популярные ключевики в т.ч. про порно, хотя продавали холодильники, ну а вдруг повезёт что клиенту не только порно нужно, но и холодильник. Уже давно другие времена. Теперь нужна точность и честность.
- Если у вас есть UGC (user generated content) или какой-то контент внутри (за личным кабинетом), лучше выносить или дублировать его наружу, для того чтобы этот контент индексировали поисковики. Плюс UGC в том, что его пишете не вы, при этом сайт пополняется и обновляется постоянно, появляются новые страницы в поиске. То же самое с парсингом/систематизацией, в целом это хорошая тема для SEO.
- Должна быть нормальна структура сайта (информационная архитектура). Понятные заголовки, описания, микроразметка, хлебные крошки, структура ссылок, карта сайта.
- Сайт должен загружаться быстро. Картинки должны быть адекватного размера. Сайт должен адекватно выглядеть на разных устройствах. Вообще, поисковики любят скорость и простоту, однако обычно это идёт вразрез с современными фронтендами. (И зачастую технодрочеры выбирают второе)
- Можно проверять сайт в специальных сервисах, они проверяют по чеклисту и выдают рекомендации. Нужно поставить на сайт метрику и зарегистрировать в webmaster. Вам этих инструментов и их документаций вполне хватит, чтобы сделать 95% результата. Без всяких SEOшников.
- Безопасность. Сайт должен быть базово безопасен. Это не значит, что нужно сильно заморачиваться (дело бесконечное), но хотя бы детских ошибок быть не должно, которые проверяются сканерами.
- Никаких дублей страниц. Если вы переносите страницы на другой URL, или весь домен переносите, то нужно это делать технически верно. Если у вас есть тестовый стенд, то нужно его закрыть от индексирования. Любые действия со структурой страниц должны быть продуманные. А не просто разработчик пошёл и сделал как ему удобно, а старый код удалил. Также, очевидно, у вас не должно быть 500к (ошибок) на сайте. Он должен быть надёжен и стабилен. Сайт нужно мониторить, добавить его в сервис типа uptime, собирать логи. Нужно за ним следить.
Надеюсь что вы увидели что каждый из этих пунктов про здравый смысл и заботу о пользователе. Нет никакой магии, просто вы делаете хорошо для системы (рынка, человечества), а система делает хорошо для вас. Простой обмен, основанный на кооперации, а не на абьюзинге системы и попытки обмануть, отвоевать свои охваты любой ценой и продать-продать.
Когда вы сорвёте все низковисящие фрукты SEO и у вас уже будет достаточно идеальный web ресурс, выручка и знание вашего LTV и CAC, тогда и можно будет подумать в сторону платного SEO и сделать осознанный выбор, прогнозируя затраты на SEO и ожидаемый результат.
Ещё конкретнее
Я собрала чеклист и инструкцию по SEO в отдельном платном мини-продукте за 1800 рублей. Что там есть:
- ТЗ для разработчиков, чтобы потом они не прикидывались шлангом о том что SEO не входит в дефолт и надо обговаривать отдельно
- Чеклист на этапе проектирования и приёмки работы
- Список полезных бесплатных сервисов для проверки SEO
А ещё у меня можно купить консультацию.