Аня Крх

Базовое SEO

Опубликовано 08.07.2025 19:4413 мин чтения

Вокруг SEO много какого-то магического мышления, мол там происходит что-то тайное и сайт становится выше в поиске, а SEOшникам нужно платить ежемесячную зарплату чтобы магия работала.

Эта статья будет отрезвляющая, я покажу что никакой магии нет, как бы ни хотелось в неё верить. Нужно блин просто делать нормально, и всё будет нормально! Скучно? Согласна. Но реальность обычно именно такова. А ещё вся необходимая информация лежит на поверхности, в первоисточниках, причём бесплатно.

Почему я компетентна в этом вопросе? У меня есть 3 моих проекта, и каждый из них сразу со старта начал получать поисковый трафик и индексироваться LLM:

  • Oblachko24 — micro SaaS работающий на SEO с 2014 по 2022 год
  • Sewterra — платформа на которой ежедневно регистрируются пользователи с SEO
  • Patternly — micro SaaS тренажёр английского с мая 2025, есть SEO трафик и продажи с него, попал в нейроответ яндекса и ChatGPT

По целевым запросам они (были) на первой странице в поиске. Причём это произошло не через полгода закупок ссылок и слива бюджетов, а результат в течение недели после запуска и минимальных действий. Я ничего специально не делала. Я просто делала свою работу, в которую уже на уровне автоматизма встроен базовый гигиенический SEO минимум.

Тезисно про SEO

  1. Если у вас в голове есть мнимая дихотомия между тем, что лучше для сайта с точки зрения пользователей, и тем что лучше с точки зрения SEO, то нужно всегда выбирать настоящих пользователей, а не роботов. А вообще дихотомия эта ложная. У поиска (Яндекс, Гугл) есть цель выдавать хороший результат для людей. Вам нужно просто следовать их цели тоже, и они будут двигать вас. Поэтому всегда думайте о людях, тогда все будут в выгоде, и вы, и SEO, и яндекс это поощрит, и пользователи тоже. Здесь нет никаких магических ритуалов как помолиться богу SEO и кому занести деньги, зато есть попутный ветер который вам помогает, когда вы делаете так, как выгодно всей системе.
  2. Здравый смысл превыше всего. Делайте так, чтобы было удобно вашим посетителям. Делайте хорошо. Все SEO критерии (они ниже в статье) являются следствиями этого тезиса. Подробные понятные тексты? Плюс. Сайт быстро загружается? Плюс. Сайт ухожен? Плюс. Сайт хорошо отображатеся на разных устройствах? Плюс. Сайт с понятной структурой и навигацией? Плюс. Сайт обновляется, развивается? Плюс. Нет никаких тайных знаний. Если есть желание делать своё дело хорошо, то результат будет высокий даже делая интуитивно.
  3. Подход "выключить мозг, сделать говно, заплатить за SEO, пусть специалист разбирается" не работает. Всё-таки мозг придётся включать, ставить себя на место пользователей, сочувствовать им, адаптироваться под них. Проявлять заботу. Развивать продукт. В прямых продажах ведь всё так же. Заниматься этим должен тот, кому больше всех надо, то есть владелец, заинтересованное лицо. Это не тупая работа, в отличие от того что SEOшники (плохие их представители точнее) предлагают, типа закупки ссылок. Они вам ещё могут лапшу вешать про то, что "SEO — это работа в долгую, нужно заключить договор минимум на полгода с ежемесячной оплатой, и только после этого оценивать результат". И вы полгода просто на доверии платите деньги, не видя результата. А потом вам скажут "ой, не получилось", и пойдут к другому клиенту.
  4. SEO пронизывает работу разных людей, и UX/UI, и продакта, и разработчика, и верстальщика, и маркетолога, и копирайтера, и вас как заказчика. Нет никаких "специалистов по SEO", которые возьмут на себя это всё. Человек, который отвечает за SEO, должен быть заинтересован в успехе общего дела. Наёмный работник будет заинтересован скорее в поведении из предыдущего пункта чем в вашем (как бизнесмена) благополучии. SEO междисциплинарно, за него никто из перечисленных ролей не будет отвечать напрямую, зато эти люди будут друг на друга показывать пальцем и говорить что другой виноват, а они ни при чём. Стрелки переводить в данном случае достаточно легко. Поэтому ответственность за SEO (как и любое затыкание дыр) нужно взять на себя фаундеру, либо взять в кофаундеры такого человека как я. Междисциплинарного и ответственного человека-оркестра.
  5. Например, фронтендер скажет, что он не поддержал SEO, потому что ему в ТЗ не написали что конкретно по SEO сделать, и это не в его области ответственности. Для меня лично SEO относится к гигиеническому минимуму, его нужно делать всегда, потому что это относительно бесплатно и не затратно по времени, просто надо какие-то вещи учитывать, и для меня это правило хорошего тона. Таковы мои настройки по умолчанию. Но у большинства настройки иные и они считают что SEO им должны отдельно в ТЗ прописать и заплатить. Как мне один чувак на хабре написал "SEO не обязательно, многие проекты разворачиваются не для привлечения пользователей со стороны. а это - лишняя работа, которую надо описывать в тз и за которую (о, господи!) придётся платить." Если вы не знаете о том что что-то нужно сделать специально, то вы и не догадаетесь прописать это в ТЗ. А фронтендеры сделают свой SPA, который не индексируется, и потом скажут "а вы не говорили что вам нужно SEO, я и не делал".
  6. SEO, и в частности информационную архитектуру, нужно продумывать ещё на самом старте проекта, а не когда уже программисты всё запрограммировали. При этом те, кто делают прототипы (UX), не всегда разбираются в информационной архитектуре и в том что вам вообще нужно. Это всё продумывается на этапе проектной документации.
  7. Нужно ПОМОГАТЬ поисковому роботу сканировать сайт и делать хорошее представление, а не пытаться заабьюзить его, чего хотят многие, настроены на жёсткую конкуренцию и выбивать трафик, а не сотрудничество с поиском и со своими потенциальными пользователями. Это противоположный подход. И я убеждена что SEO умерло уже давно. То SEO, которое было раньше, разные хаки, методы обмануть поисковую машину и обогнать конкурентов. Теперь есть просто ранжирование по человечности сайта.
  8. Удивительная история, как люди ищут всякие СЕКРЕТИКИ, инсайты из Яндекса, неконкурентные преимущества, думают они сейчас сделают что-то магическое и их "стартап выстрелит". За счёт такого мышления попадают в сети инфоцыган или недобросовестных специалистов, которые их доят, обещая результат. А на самом деле всё уже лежит в открытом доступе в первоисточниках, прям на сайте Яндекса в справке написано ВСЁ что вам нужно знать про SEO. Скучно не правда ли? Хотелось секретиков... Давно заметила что на IT рынке (IT курсы и т.д., да даже "войти в IT") уже люди с деньгами получают информацию бесплатно, тогда как нищеброды наскребают на рассрочки и берут дорогущие курсы.
  9. Лень придётся "заливать деньгами". Чем больше у вас денег, тем больше вы можете позволить себе не работать и не напрягать мозги. И это работает работает в обе стороны. Хорошая новость в том, что достаточно вложившись мозгами, можно буквально опустить бюджет на маркетинг до нуля. Этим отличается маркетинг в стартапах и в корпорациях. В стартапах он должен быть высокоэффективный с низким бюджетом, зато там на максимум задействовано творчество, мотивация и мозги. В корпорациях же всем плевать на ROMI -89%, платят маркетологи не из своего кармана. Нельзя будучи стартапом прикидываться корпорацией.

Я кратко рассказала самое важное про SEO, теперь перейдём к конкретным рекомендациям внутри сайта.

Теперь конкретика

  1. Чем больше страниц — тем лучше. Каждая страница отвечает на конкретные вопросы, имеет конкретные заголовки и описание которые подходят под конкретные запросы пользователей. Поэтому чем болье страниц на сайте, тем больше охват запросов в поиске.
  2. Чем страницы лучше (качественней и точнее) отвечают на запросы из поиска — тем лучше. Чтобы проверить спрос можно использовать wordstat, webmaster, а так же очень крутой метод (испробовала на себе) можно яндекс.директ закупить на ваш сайт и посмотреть какие запросы делают люди. Для этого достаточно небольшого бюджета в 10 тыс. руб.
  3. URL страниц должен быть красивый, например https://patternly.ru/course/tenses/present-perfect-continuous/ — сразу понятно о чём речь, это с заботой о пользователе и для SEO. В народе это называется ЧПУ.
  4. Редкие и узкие ключевики (фразы в поиске) стоят дешевле чем широкие. Под "стоят" в случае с рекламой понимаются ввиду деньги (CPC), а в случае с SEO — усилия. В данном кейсе как раз и проявляется пункт 9 из предыдущего списка. Широкие ключевики отличаются от узких тем что их мало, охваты там большие, и думать над ними почти не надо. А вот составить ядро ключевиков узких и редких — это уже работа. Нужно напрячь мозг и подумать о том, кто вы, кто ваш клиент, в каких он ситуациях и как может искть. Если у вас есть специализация и позиционирование, то продвигать будет проще и дешевле. Причём разница в цене будет в разы. Это касается и СЕО, и Директа. Чем больше мозгов вкладываете — тем дешевле маркетинг! В т.ч. SEO. А чем больше творчества — тем дешевле PR.
  5. Адаптируйте сайт под спрос. Добавляйте новые страницы, меняйте старые. Это постоянная работа (по крайней мере вначале, пока не выйдете на стабильно хорошие результаты) по обработке обратной связи от рынка.
  6. Сам сайт должен решать задачу пользователей. Кликбейт не нужен. Заголовки и описание должны соответствовать содержимому. Клиент должен прийти и не разочароваться! Это ваша главная задача. И тогда всё будет хорошо. Раньше на заре интернетов вебмастеры в метатег keywords прописывали все самые популярные ключевики в т.ч. про порно, хотя продавали холодильники, ну а вдруг повезёт что клиенту не только порно нужно, но и холодильник. Уже давно другие времена. Теперь нужна точность и честность.
  7. Если у вас есть UGC (user generated content) или какой-то контент внутри (за личным кабинетом), лучше выносить или дублировать его наружу, для того чтобы этот контент индексировали поисковики. Плюс UGC в том, что его пишете не вы, при этом сайт пополняется и обновляется постоянно, появляются новые страницы в поиске. То же самое с парсингом/систематизацией, в целом это хорошая тема для SEO.
  8. Должна быть нормальна структура сайта (информационная архитектура). Понятные заголовки, описания, микроразметка, хлебные крошки, структура ссылок, карта сайта.
  9. Сайт должен загружаться быстро. Картинки должны быть адекватного размера. Сайт должен адекватно выглядеть на разных устройствах. Вообще, поисковики любят скорость и простоту, однако обычно это идёт вразрез с современными фронтендами. (И зачастую технодрочеры выбирают второе)
  10. Можно проверять сайт в специальных сервисах, они проверяют по чеклисту и выдают рекомендации. Нужно поставить на сайт метрику и зарегистрировать в webmaster. Вам этих инструментов и их документаций вполне хватит, чтобы сделать 95% результата. Без всяких SEOшников.
  11. Безопасность. Сайт должен быть базово безопасен. Это не значит, что нужно сильно заморачиваться (дело бесконечное), но хотя бы детских ошибок быть не должно, которые проверяются сканерами.
  12. Никаких дублей страниц. Если вы переносите страницы на другой URL, или весь домен переносите, то нужно это делать технически верно. Если у вас есть тестовый стенд, то нужно его закрыть от индексирования. Любые действия со структурой страниц должны быть продуманные. А не просто разработчик пошёл и сделал как ему удобно, а старый код удалил. Также, очевидно, у вас не должно быть 500к (ошибок) на сайте. Он должен быть надёжен и стабилен. Сайт нужно мониторить, добавить его в сервис типа uptime, собирать логи. Нужно за ним следить.

Надеюсь что вы увидели что каждый из этих пунктов про здравый смысл и заботу о пользователе. Нет никакой магии, просто вы делаете хорошо для системы (рынка, человечества), а система делает хорошо для вас. Простой обмен, основанный на кооперации, а не на абьюзинге системы и попытки обмануть, отвоевать свои охваты любой ценой и продать-продать.

Когда вы сорвёте все низковисящие фрукты SEO и у вас уже будет достаточно идеальный web ресурс, выручка и знание вашего LTV и CAC, тогда и можно будет подумать в сторону платного SEO и сделать осознанный выбор, прогнозируя затраты на SEO и ожидаемый результат.

Ещё конкретнее

Я собрала чеклист и инструкцию по SEO в отдельном платном мини-продукте за 1800 рублей. Что там есть:

  • ТЗ для разработчиков, чтобы потом они не прикидывались шлангом о том что SEO не входит в дефолт и надо обговаривать отдельно
  • Чеклист на этапе проектирования и приёмки работы
  • Список полезных бесплатных сервисов для проверки SEO

Купить инструкцию

А ещё у меня можно купить консультацию.